Я тут перевод начала... Тут пока интервью с Хиили, но с Вало ещё тоже будет
Золотой металл. Хиили Хиилесмаа. -Нянька из меня никакая, - отвечает Хиили Хиилесмаа, когда его спрашивают, что входит в работу продюссера. Финский рок-продюссер - это часто и звукорежиссёр, и психотерапевт, и менеджер, и секретарь, учитель музыки и водитель, он подносит пиво и устараивает праздники... И, пожалуй, это человек со стальными нервами, чьё устройство противоречит всем физическим нормам.
-Конечно, на этой работе приходиться делать всё! Недавно я как раз думал, до каких смешных нелепостей доходишь на этой работе. Но я сам выбрал свой путь, и не жалею об этом!
Хиили Хиилесмаа, 31, продюссер-самоучка. Известно, как он нашёл свой путь: сначала играл в разных группах, например, на барабанах и клавишах, а дома мастерил демо-записи, и так ему стало интересно, как записывать музыку и почему в домашних условиях всегда получается то, что получается.
-Получается полное дерьмо. Я решил, что надо с этим что-то делать. Тогда я купил микшерный пульт и построил маленькую студию, - вспоминает Хиили.
Это было в 1992 году, и кроме своих групп, Хиили начал записывать другие. Потом он услышал, что студия Мунккиниеми с 24 дорожками ищёт звукорежиссёра.
Тяжёлая кропотливая работа. Поначалу Хиили сам оплачивал звукозапись. С тех пор рабочий процесс не изменился.
-В большой студии я заметил, что отношения с музыкантом всё те же, что и в домашней: продюссер должен понять музыканта. Схема всегда одинаковая: нужно уметь говорить и слушать.
Кроме того, продюссер прослушивает и анализирует запись, после чего нужным образом редактирует материал. Соображения музыканта он пропускает через свои знания и восприятие. И преуспевает или нет.
-И всегда находится кто-нибудь, кто хочет как можно больше дисканта! - жалуется Хиили.
Ещё один недостаток работы - её продолжительность. Одно время Хиили приходилось носить с собой таблетки от боли в спине.
-Тогда я работал по 14 часов в сутки. Сейчас мой день - максимум 10 часов, я начинаю утром и стараюсь работать в темпе.
Лохматые записи. В Мунккиниеми Хиили записывал Jimsonweed, Milestones, Hollannin Kukat и HIM, выпустивших сначала демо, а потом - в этом месяце - и альбом.
-HIM - моё самое известное творение. Их альбом мы записывали сначала в Мунккиниеми, потом в Peacemakers и наконец в Finnvox.
-У HIM не было строгих запросов, они словно раньше никогда не задумывались о технике звукозаписи.
Так Хиили получил полную свободу, хотя и обсудил с группой основные моменты. Он решил сделать ставку на изобретательность. Одной из идей было объединить цифровую и аналоговую записи.
-Я притащил в студию старое радио 50-х годов и магнитофон, на который мы записали пение Вилле Херманни, чтобы потом переложить его на основную запись, - рассказывает Хиили.
-Клавиши тоже сначала записывали в хреновом качестве, а потом ещё добавили шума вручную.
-На альбоме много что записывалось в монорежиме, так что остаётся место для БОЛЬШИХ гитар. Никакой звук не будет полным, если прежде не записать его в монорежиме.
Хиили также нравятся приглушенные ударные, звучащие на заднем плане.
-Например, бас-гитара может быть в центре, барабаны на другом уровне, и вокал на другом!
Последний принцип в звукозаписи HIM - звук "лохматых" динамиков как у Линка Рея.
-Мы нашли старый усилитель от Marshall, который немножко шуршал. Это мило звучит, так что, может, следующие пластинки HIM встретит широкий спрос.
Ошибки - это искусство. Работая над новым материалом Apocalyptica, Хиили Хиилесмаа смог отвлечься от работы продюссера и сосредоточиться на "истинном творчестве".
-Мне кажется, получилось нехило.
Виолончелисты играют на разных струнах - например, контрасбаса!
-Ещё я установил в виолончелях усилители для бас-гитары.
Продюссирование Apocalyptica было довольно свободным занятием.
-Сначала я думал, что тут нечего делать, кроме как нажимать на кнопки записи, - вспоминает Хиили.
Потом стало ясно, что значит работать продюссером. Впервые.
-Я мог следить за музыкантами и слушать музыку - не надо было даже выглядывать из-за UV-метров! Какая свобода!
По мнению Хиили, самое главное - идея исполнения. Если есть какие-то ошибки, необязательно это исполнение плохое.
-Мне нравятся некрасивые посторонние звуки, точность исполнения не так важна. Если я слышу *что-то там*, это часто внушает уважение: может же парень плохо играть!
По мнению Хиили, ошибки часто становятся искусством: они во многом оживляют результат. Хотя, конечно, всему должна быть мера. Важно качество микрофона, барабан не должен быть плохо обтянут. Если у барабанщика старая мембрана, я отправляю его в магазин за новой. Для ударной установки нужно в общей сложности 12 микрофонов.
-Вообще-то я использую микрофоны Shurе-57 для барабанов, гитар и вокала. Они лучшие! А для баса подходит AKG 112.
Компрессия - занятие нудное. Хиили - свободный продюссер. Ему это нравится: можно делать, что хочешь.
-Интереснее работать с независимыми группами.
Хотя HIM добились успеха, Хиили хочет, чтобы их музыка сохранила независимость и долю протеста. Маленький бюджет всегда интереснее.
-В зависимости от бюджета пластинку записывают в той или иной студии. Зачастую в маленьком курятнике рождается что-то интереснее, чем у раскрученного продюссера. Иногда, впрочем, не вполне подходящее для радио.
-Компрессия - нудное занятие! К тому же многие музыканты хотят звучать как машины и хотят, чтобы машины играли музыку, - удивляется Хиили.
Хиили понравились эксперименты, которые он проводил с группой Itä-Saksa. На пластинках этой группы - всё те же нарочитые ошибки и использование "бабушкиной" техники.
-За работой стоит не забывать, что могут подумать о музыке девушки из страховой компании за чашечкой кофе. Ведь музыку чаще слушают на некачественной аппаратуре - это тоже задача продюссера.
После продюссирования Apocalyptica Хиили хочет на месяц поехать в Бразилию. А затем - переключиться на демо-пластинки начинающих групп.
-Нужно быть в курсе, что занимает молодёжь!
Затем, осенью, на очереди следующая пластинка HIM. Для обсуждения, написания материала и аранжировки продюссер с группой поедут на Ибицу.
Затем направятся в студию, где всё будет готово.
-Надеюсь, поездка удастся и впечатления останутся на пластинке!
Лавметалл. Вилле Херманни Вало, 21, вокалист группы HIM, прибывает вечером на интервью (...) в состоянии похмелья. Сначала он спрашивает, откуда у него нож. Нож? Он показывает (...) на фотографии и говорит, что у него в руках не могло быть хлебного ножа от Fiskars, потому что не было же это (...).
*перевод неполный, потому что строчки не до конца и сложно понять*
-Ну как прошла запись альбома, болезненно?
-Один день играл барабанщик. Никто из нас не был на месте, поэтому мы так хорошо играли. На следующий день в студию пришёл басист - и стал играть своё. Затем была очередь гитариста и клавишника...
-Как бы ты описал работу Хиили?
-У него хорошее восприятие, но нет своего звука. Он живёт по правилам группы. Мы, конечно, смогли провести свою политику, не считая гитар. Я бы хотел, чтобы они были тише.
-Конечно, там ужасно много первых планов, и кому-то покажется, что пластинка "переделана". Там только один бас-проигрыш на песню и 2-6 гитарных. Бас-гитара прямолинейная, и мы всё время использовали одну и ту же гитару и бас-гитару. С барабанами, собственно, ничего не делали. Клавишник играл повторяющиеся мелодии, и вместе с вокалом получилось красиво, потому что везде очень мелодичная музыка. Клавиш тоже было довольно много. Мы использовали много допотопных магнитофонов, хренового звука и так далее. Хиили нравится монозапись. Он вообще такой горячий мужчина.
-Какую технику используете на гастролях?
-Это зависит от места концерта. У нас нет постоянной техники. Зачем тащить кучу техники в маленький клуб? У нас один человек отвечает за гитары, один - за освещение, ещё один - за микширование и ещё один - *
ещё за что-то, не сильна я в этой области*. Это зависит от места и гонорара.
-А как заграница? Когда вам станет тесно в Финляндии?
-Ну да, к нам есть интерес заграницей, собственно, уже пора. В наших планах есть контракт, который ждёт, чтобы быть подписанным. Когда он будет готов, мы сможем выступать за границей.
-Вы уже считаете это работой?
-Конечно, это стало нашей областью. Я занимаюсь этой профессией...
*текст обрывается*